11 октября 2017
Из интервью Модестаса Паулаускаса, 1974 год.
Из интервью Модестаса Паулаускаса, 1974 год:
– Скажите, что вас привлекает в Сергее Белове, а что – нет?
– Он очень целеустремленный человек. Мне кажется, это главная черта характера Сергея. И я не знаю за ним ничего отрицательного.
– Вы можете сопоставить двух баскетболистов: Модестаса Паулаускаса и Сергея Белова?
– Я нападающий, только в последний год немного отошел назад, хотя, если вы помните, свою игровую карьеру начинал как защитник. Сергей – атакующий защитник. Мне трудно говорить – хорошо или плохо – об индивидуальном мастерстве каждого из нас. Но хотелось бы верить, что оно у нас на уровне. И он, и я – лидеры по натуре, лидеры в своих командах: «Жальгирисе» и ЦСКА. Каждый обладает своим игровым почерком, что отличает нас от других. Мы оба достаточно долго играем за сборную Советского Союза, входили в составы сборных Европы и мира. Вы меня извините, но мне легче найти сходство между нами, чем разницу.
– Вы видели в Белове соперника?
– Когда «Жальгирис» играл против ЦСКА или сборная Литвы против сборной Москвы, то, конечно, я и Белов – соперники. И ни я ему, ни он мне не прощали ни единой ошибки. Было много раз, когда он держал меня, а я его. Это трудное единоборство. У Белова очень мощные ноги. Если мне удавалось хотя бы на мгновение опередить его при проходе под щит, или навести его на заслон, то в подобных ситуациях мне было легче, чем ему. И в борьбе под кольцом мне было проще, все-таки я к этому более привычный. Когда Сергей нападал, а я защищался, то его следовало опекать как можно жестче в момент получения мяча, но еще лучше – не дать ему получить передачу. Если Белов начинал проход, или когда атаковал кольцо с мощного и высокого прыжка, сдерживать его в рамках правил мало кому удавалось. Даже мне. Я это очень хорошо знаю, потому что испытал на себе.
– Вас с Беловым связывают и дружба, и взаимоуважение. Но когда играли друг против друга, не может быть, чтобы не случалось, что с головой уйдя в азарт борьбы, хоть на секунду, но позабыли бы про ваши отношения?
– Мы и так достаточно жестко играли друг против друга. Однако это всегда была игра, а не выяснение отношений или – или, и обязательно любой ценой.
– Белов говорил, что Паулаускас будто сделан из углов, поэтому сдержать его крайне сложно. Если вы – один «сплошной угол», то с чем ассоциируется у вас Сергей Белов?
– С чем-то очень взрывным. Наверное, с ракетой. Умной ракетой.
– На ваш взгляд, Сергей Белов мог бы играть в НБА?
– Да.
– Просто «да», и все?
– Да.
– Вас никогда не раздражало, когда вместе выступали за сборную, что в игре Белов зачастую «тянет одеяло на себя»?
– Если это дает результат, то почему бы и нет? Выигрывают не Белов и Паулаускас, а вся команда. К тому же у него психология лидера, заметьте, как и у меня. И я тоже умею, как вы говорите «тянуть одеяло на себя», и не один раз занимался этим делом.
– Трудно ли с такой психологией подчиняться требованиям тренеров?
– Тренер делает команду командой. И ты в его команде, а не наоборот. Если он четко объяснил задание, определил твою роль в атаке и защите, и ты полностью принимаешь его требования, то все будет хорошо.
– А когда бывает плохо?
– Если что-то не понятно до конца.
– С вами или Беловым такое случалось?
– Да.
– Опять просто «да»?
– Да. Потому что это не тема для обсуждения.
– Вы когда-нибудь завидовали Сергею Белову?
– В чем? Да и зачем? Он умеет что-то делать, я тоже умею что-то делать. Я скажу вам, что зависть – не то чувство, которое способствует прогрессу. Я, например, поставил перед собой задачу как можно полнее реализовать свои способности и возможности в деле, которым занимаюсь. Любимом деле. Думаю, то же самое и у Сергея.
– Что вы бы не простили Белову?
- Не знаю. А не знаю потому, что ничего такого между нами не было, за что бы мне пришлось его прощать или не прощать. Хочу верить, что у Сергея остались те же чувства по отношению ко мне. Мы были и остались друзьями. Мне больше нечего к этому добавить.
– Есть ли в характере Белова черта, которой вы не обладаете?
– Вы задаете трудные вопросы. Не потому, что я перебираю что-то в голове, прежде, чем ответить на них. Просто никогда не задумывался над ними. Да, мне кажется, что у нас с Сергеем много общего в характере. Но, конечно, мы во многом и различные люди. Впрочем, похожего у нас больше.