матч завершен
-
-

29 марта 2017

«Мрачная Италия Белова». Интервью Сергея Белова для «Супер Баскет» в 1992-м году

Статья из номера «Супер Баскет» за январь 1992-го.

В конце 1991-го года во время второго сезона работы Сергея Белова с итальянской командой «Кассино» корреспондент журнала «Супер Баскет» Марко Валенца взял интервью, впервые переведенное с итальянского языка. Перевод дословный, дабы местами в ущерб правильности русского языка передать всю суть и настроение нижесказанного.

Статья из номера «Супер Баскет» за январь 1992-го.

Обложка выпуска

Великий чемпион в прошлом, в настоящее время возглавляющий «Кассино» в Б-2, признается в эксклюзивном интервью «СБ» («Супер Баскет», в то время достаточно молодой итальянский журнал о баскетболе, второй после «Giganti del Basket» – прим.), что он знает, почему в нашей стране ему тяжело будет пробиваться и понимает, почему его заслуги игрока сводятся к нулю. Однако он скромен и принимает бой.

«Мрачная Италия Белова»

От корреспондента

г. Кассино. Смотря на Сергея Белова, думаешь о грустном человеке. Такого не должно быть, зная его успехи и популярность. Но это так, и чувствуешь это сквозь его кроткий и холодный взгляд, безразличный, но в то же время, внимательно исследующий чужой для него мир, в котором он прилагает мало усилий, чтобы постепенно ужиться, но который дарит ему много радости в житейских мелочах. Такого человека как Белов обычно представляешь себе как гордого, обособленного и немного снобистского. Однако с порога чувствуешь скромность в холодной квартире, в которой он живет в Кассино, небольшая, скудно обставленная, но с чудесным видом на аббатство Монтекассино. И легко понимаешь, почему у него до сих пор не было возможности стать тренером «Реал Мадрид» или «Мессаджеро Рим» (название самой известной и традиционной итальянской газеты, в то время спонсирующей римский баскетбольный клуб – прим.). Будучи отличным специалистом, для такого типа должностей ему бы пришлось уживаться в чужой среде и ломать свой характер.

На развороте журнала интервью и фото, где мы с отцом стоим на балконе нашей квартиры. На фоне виднеется то самое аббатство

– Со скамейки ЦСКА на скамейку Кассино в итальянскую лигу Б-2: с чем связан такой «прыжок»?

– В ЦСКА работать было нелегко. Там существовали тысячи проблем, которые вам будет тяжело понять. Игроки шли в зал, но думали о других вещах: не знали где купить машину, где взять кусок хлеба. Проблемы, которые не исчезли и сейчас. Я оказался в Кассино совершенно случайно. Когда команда из Казерты (один из сильнейших клубов Италии в те годы. Назывался «Снайдеро», позже «Фонола». В сезоне-89/90 гг. участвовал в Кубке Корача, в составе которого играл бразилец Оскар Шмидт, где и встречался с ЦСКА – прим.) приезжала в Москву, я познакомился с молодым человеком по имени Валерио Пикколо, который говорил по-русски и являлся сопровождающим лицом итальянской команды. Валерио остался в Москве на четыре месяца для совершенствования языка, и я делал все возможное, чтобы ему помочь. Его отец, Романо, сотрудничал с общиной г. Кассино и нашел мне предложение по работе, на которое я согласился.

– Но такой человек, как Сергей Белов, разве не имел свое место на «рынке» высокого уровня еще и в других странах?

– Какой-то контакт был еще с Испанией, но мне больше нравится Италия. У меня была возможность оценить эту страну, когда я посещал ее, будучи игроком. И вообще, мне нравится работать с клубными командами, неважно какого уровня. Я хочу быть в зале каждый день, у меня есть эта потребность: если бы была возможность, я бы опять заиграл. Я в форме, но возраст, тот который есть...

– В Италии вы бы могли оказаться на скамейке в А-1, А-2, Б-1, но не в Б-2. Откровенно, какие у вас цели и надежды, чтобы совершить этот большой «прыжок»?

– Как оказалось, это очень сложно: в Италии меня знают как бывшего игрока, но в качестве тренера я отработал только два года в Б-2. Конечно, я руководил со скамейки ЦСКА против «Фонолы» (название клуба из Казерты, чей спонсор сменился в сезоне-90/91 гг. – прим.) и «Скаволини» (известный клуб из г. Пезаро, в конце 80-х-начале 90-х противостоявший ЦСКА в еврокубках – прим.), но тренерский рынок в Италии «странный». Есть около двадцати человек, которые прыгают с одной скамейки на другую, и, неважно побеждают они или проигрывают. Имена всегда те же, один занимает место другого, нет настоящей «смены». Имеются и такие, кто поменял две-три команды, опустившись с ними из А-1 до Б-1, и продолжают работать. Мне кажется, что, есть какое-то опасение открыться иностранцам: может потому что в последние годы итальянские команды не блещут в еврокубках. В Советском Союзе эта ошибка только что произошла: мы думали, что являемся самыми лучшими, и с этого начался развал. Мой пропуск в этот узкий тренерский круг не будет неминуемым, но я готов бороться.

– Хотите сказать, что итальянский баскетбол находится в фазе опасного застоя?

– Ни в коем случае, прогресс есть, но не стоит никогда довольствоваться достигнутыми улучшениями. Есть молодые игроки как Джентиле, Эспозито, Питтис (Фердинандо «Нандо» Джентиле, Винчецо Эспозито, Рикардо Питтис – все трое основные игроки сборной Италии. Первые двое выступали за Казерту, Питтис – за Милан – прим.), которые не похожи на лучших игроков прошлого – они являются продуктом современной школы. В Италии основная проблема в недостатке «больших» игроков: у вас маленькая страна и неизвестно, где искать настоящих центровых.

– Какие контакты у вас остались с вашей страной?

– Время от времени моя жена возвращается в Москву и рассказывает мне насколько невозможно пока там жить. На зарплату честного работника в настоящее время нельзя выжить в Советском Союзе. За исключением работы, чтобы существовать приходится «прокручивать» какое-нибудь дельце, идти на уловки. Цены подскакивают в двадцать-тридцать раз, зарплата максимум в два-три. Когда я тренировал ЦСКА, зарабатывал 600 рублей в месяц, на эту зарплату я мог жить, чтобы не сойти с ума. Сегодня килограмм колбасы на рынке стоит 300 рублей. Здесь вся прелесть в том, что просыпаясь, я думаю только о том, как тренировать команду, а не как найти дополнительный способ пропитания.

– Какое политическое будущее вы видите в Советском Союзе?

– Не вижу ничего хорошего. Я за независимость республик. Но проблема в том, что на Украине только пятьдесят процентов составляют украинцы, как например, в Литве и в других странах. Как себя поведет остальное население? И потом существует религиозная проблема: смогут ли католики, мусульмане, православные сосуществовать в одной республике?

– И как будет развиваться баскетбол в вашей стране?

– У меня была возможность выполнить хорошую работу в ЦСКА: в течение двух-трех лет я смог собрать отличную команду. Но у нас были экономические проблемы. Невзирая на политическую деформацию, у нас не было конкретного финансирования: кроме того, вскоре стало бы смешным выплачивать людям заработную плату в рублях. И потом, ЦСКА – это армейская команда, и имеет определенные обременения, от которых не может освободиться.

– Что осталось от вашей выдающейся карьеры игрока?

– Это были лучшие годы моей жизни. Игроки, пока играют, не осознают сказки, в которой живут, они это понимают после завершения карьеры: это то, что я им пытаюсь сейчас объяснить, указать на то, что пока у них есть время этим насладиться. Кроме того, я, будучи в своем положении, имел возможность объездить весь мир.

– Каковы ваши идеи как специалиста?

– Стараюсь максимально адаптироваться к команде, которую тренирую. Игроки являются главными действующими лицами, теми, кто, в конце концов, выходит на площадку. Роль тренера – помочь игрокам в самовыражении и в добросовестном тренировочном процессе. Одна из ваших проблем, когда тренеры для внедрения собственных идей искажают свойства игроков. Как игрок, я был немного бунтарем, и у меня были из-за этого проблемы. Знал, что зачастую тренер был прав, но моя натура возражала и сопротивлялась. Теперь я хорошо знаю, какие трудности бывают у тренера: надо залезть в голову десяти игрокам, в то время как никто из них не пытается залезть в твою голову.

– Как оцениваете, с высоты вашего опыта, основы итальянской действительности?

– Наблюдаю в молодежи мало стимулов для работы и стремления к совершенствованию. Зарабатывают слишком много и быстро, и в сравнении с прошлым, мне не кажется, что взлет зарплат способствует настоящему росту – как техническому, так и профессиональному. Игроки получают излишнее уважение в соответствии размера их гонорара: очевидно, лучше для них, но не для баскетбола.

– Но на высоком уровне мы в Италии покупаем американцев все время самых известных и престижных…

– Да, но вы повторяете одну и ту же ошибку, глядя только на имя. Мне не нравится выбор игроков на закате карьеры, вроде Томпсона или Доукинса (Майкл Томпсон, более известный как центровой «Лейкерс» времен Мэджика Джонсона и Карима Абдул-Джаббара, отец Клэя Томпсона. В Италии выступал за Казерту. Дэррил Доукинс известен, как первый игрок, пришедший в НБА из школы, миновав университет. В Италии большее количество сезонов провел в Милане – прим.): их единственный стимул это продолжать зарабатывать, как можно больше. Что касается Раджи (Дино Раджа, югославский, впоследствии хорватский центровой, вскоре уехавший в «Бостон Селтикс» – прим.), он молод, но я уже два года слежу за играми «Мессаджеро» на местном телеканале и еще ни разу не видел, чтобы он самостоятельно решил исход матча. Да, он забивает по 20-25 очков за игру, но когда я представляю себе его заработок, мне хочется выйти на площадку и забивать как минимум по 30 очков каждый вечер. Радже было легко играть с Кукочем (помимо совместного выступления за сборную Югославии, впоследствии Хорватии, вместе были обладателями Кубка Европейских Чемпионов в составе «Югопластики» из г. Сплит – прим.), но без товарища владеющего таким пасом, все совсем иначе.

Просмотров: 697

КОММЕНТАРИИ

Ответ для . Отмена

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

АССОЦИАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БАСКЕТБОЛА Сезон 2023-2024

70 регионов 5000+ матчей 800+ команд 10000+ игроков

Будь в игре!

Партнеры АСБ